Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Открытый урок В берёзовой роще Сопрунова И.П.

Опубликовано 20.05.2016

Презентация

Урок окружающего мира « В берёзовой роще» проведён во 2-г классе  2 февраля 2016 года.

Урок является частью путешествия в разделе « Мир живой природы», способствует продолжению ознакомления учащихся с её разнообразием на примере берёзовой рощи, а также воспитанию эстетических качеств путём восприятия красоты русской  берёзы, как одного из самых красивых деревьев мира. 

 

Конспект урока по окружающему  миру

 

на тему: « В берёзовой роще»,

проведённого во 2 «Г» классе МБОУ СОШ №1.

 

Учитель: Сопрунова Ирина Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические цели:способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду , выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.

 

Планируемые результаты образования:

 

Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей  в живой природе.

 

Личностные:внимательно и бережно относятся к природе родного края; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.

 

Метапредметные:

Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2  класса; осуществляют  само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.

Познавательные: понимают информацию, представленную  на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание  прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.

 

Образовательные ресурсы:презентация «В берёзовой роще».

 

 

 

Сценарий урока:

I.Мотивирование учебной деятельности ( организационный  момент).

 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Желаю вам успехов на уроке  и приглашаю всех продолжить увлекательное путешествие  « В мир живой природы».

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Для того, чтобы мы могли продолжить наше путешествие, нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке.

- Для этого вам нужно разгадать  кроссворд.

 

 Кроссворд по теме «Насекомые опушки»

 

 По горизонтали:

5. Кузнечик

На миру живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь 

6. Стрекоза

Голубойаэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

7. Комар

Нос долог,

Голос тонок.

Кто его убьёт,
тот кровь свою прольёт.

 

По вертикали:

1.Жучок

На лужайке, на ромашке,

Он летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу.

2. Бабочка

Пестренькие платьица

Присели на цветок.

Тронь - и вновь закружиться

Порхающий цветок.

3. Муравей.

У пня суета, беготня:

 Народ рабочий весь день хлопочет.

4. Пчела

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.

-Кто ещё из жителей опушки, кроме насекомых, вам знаком?

 

Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжить наше путешествие.

III.Постановка учебной задачи.

-О чём будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав  загадку.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофте, в белом сарафане. (Береза)

-Кто из вас знает, как называется лес, в котором преобладающим растением являются берёзы? (берёзовая роща)

-Сегодня на уроке мы ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере берёзового леса, научимся давать характеристику окружающей среды ,

выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды.

IV.Открытие новых знаний.

1.Выделение отличительных признаков берёзового леса.

Преобладающее растение-берёза.

 Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей стране очень много берез и поэтому береза – символ России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? - Береза через них дышит и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок , ветки у березы,  как косы, заплетаются. Кора у березы называется береста.

Берёза создаёт условия для всех других обитателей берёзового леса. Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения. 

  Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Красивы берёзовые рощи в разные времена года.( показ слайдов-берёзовые рощи в разные времена года).

Добрый день, берёзовая роща,
Много лет встречаюсь я с тобой,
Красива ты в любое время года,
А особо нравишься весной.
Любо мне, как роща нарождает
Ярко изумрудную листву, 
Будто бы стыдливо укрывает
Белую девичью красоту.
Осенью берёзы в платье новом,
В царском платье, чисто золотом.
К роще подойдешь, она пылает,
Золотым божественным огнём.
А зимой бывают дни, как сказка,
В пору, как с берёз спадёт листва, 
Белый снег, и белые берёзы, – 
Чудо, неземная красота.

 

-Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате  для нашего урока (на плакате берёзы и трава, не хватает животных и других растений).

-Что вы видите?

-Как вы думаете, чего не хватает на рисунке?

-Что же мы с вами должны добавить на этот рисунок?

-А чтобы узнать, какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы должны хорошо поработать на уроке.

Для этого мы разделимся на две группы и проведём небольшое исследование в роще, а поможет нам в этом наш учебник.

2.Работа в группах

1.Ознакомлениес типичными животными и растениями берёзового леса.

-Откройте учебник на странице 36 и прочитайте   текст « В берёзовой роще», после этого выполните задания:

-1.Найдите в конвертах, которые находятся у вас на столе ( 1 группа-животных, 2-растения берёзовой рощи), в конвертах есть растения и животные из другой среды обитания.

-2.Определите название кустарника, который находится увас. Выполнить это задание вам поможет практическая работа на странице 38.

-3.Выполните задания 1 и 2 на странице 37.

- По окончанию работы дети  прикрепляют к нашему плакату рисунки

животных и растений.

(Вывод: на нашем плакате мы создали среду обитания берёзового леса.)

 

3.Расширение знаний детей об обитателях леса.

-Дети представляют растения рощи и рассказывают небольшие сообщения о колокольчике, лютиках,  иван-да марья.

Иван – да – Марья – народное название травянистого растения, цветы которого отличаются двумя окрасками, желтой и синей или фиолетовой. Встречаются на полянах, опушках и в  светлых лесах. Семена его ядовиты, могут вызвать отравление домашних животных.

Если верить сказке, название Иван – да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой  Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о том, что они родственники, чтобы не разлучаться, превратились с цветок с двойной окраской.

 

Говоря о лютиках, вам наверняка представится маленький желтый цветок, растущий на газоне возле дома, на опушке леса или в светлом лесу.

Лютик обладает удивительными целебными свойствами. Только обращаться с растением нужно очень осторожно – оно ядовито.

Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого парня, красивого, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики".

 Существует даже поверье, что тот, кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, дабы богатство пришло.

Колокольчик

-На Руси было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков.

-На самом деле колокольчики молчат.

- Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав колокол.

 

-На слайдах знакомятся с дополнительной  информацией о вороне, иволге и кроте. (прослушивание песни иволги)

 

- Учитель рассказывает кратко о крушине и орешнике.

Физминутка

 

V.Первичное закрепление.

-Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое"

-Какие из этих слов подходят под описание берёзы?

-Почему в берёзовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?

-опишите окружающую среду иволги

-расскажите, как крот приспособлен к жизни в земле?

 

Все животные берёзовой рощи приспособились жить рядом, не мешая друг другу.

 Но мальчик  Жалейкин не знал этого и послушайте, что с ним случилось:

 

Жалейкин и дятел.

Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как топором.

Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят! Жалко ему стало берёзу.

- Кыш!!! Вредная птица! – закричал Жалейкин – носищем своим все берёзы попортишь! – и запустил в дятла палкой.

Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки и короеды, лубоеды и древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов! То палкой в дятла, то из рогатки!

До  того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник.

- Ребята, правильно ли поступил Жалейкин? (нет)

- Почему?

Часто можно в лесу услышать короткий, отрывистый стук. Это работает дятел. Он раздалбливает клювом ствол повреждённого насекомыми дерева и  длинным липким языком  достаёт их личинок. Оперение дятла чёрное, с белыми полосами. На голове и под хвостом имеются ярко-красные пятна. Дятел хорошо приспособлен к жизни на деревьях. У него большая голова с крепким долотообразным клювом и короткие ноги, пальцы которых вооружены загнутыми острыми когтями. Такие когти легко вонзаются в кору и цепляются за её неровности. Когда дятел сидит на стволе дерева, опорой ему служит хвост. Осенью и зимой дятел питается ещё и семенами хвойных растений. Для этого он засовывает шишку в расщелину, а затем клювом раздалбливает её.

- Так почему же Жалейкин навредил лесу?

- А можно ли, прослушав этот рассказ, сказать, что берёзовый  лес – среда обитания? Почему?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

(В лесу, как и во всей природе, всё взаимосвязано.Без одних лесных жителей невозможно существование других.)

 

VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

1.  Составление словосочетаний со словом «березовый»

 

- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем составить  словосочетания, которые помогут вам понять, как  люди используют березу.

 

Березовый лист

- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро.  Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий.    Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.

 

 

Березовой веникочень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской баниберезовым веникам, ценя их целебные свойства.   Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.

Березовая древесина

 

Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели.   Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.

 

Берёзовые почки.   Березовые сережки

- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота,   многие другие элементы.  Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и  простудных заболеваний.

( дети рассматривают берёзовые почки, которые находятся у них на столах, заранее приготовленные)

 

- Как русский народ использует березу?

 

2. Выберите прилагательные,  характеризующие березовую рощу: темная, светлая,воздушная, угрюмая, сказочная, жуткая.

 

- Так какая же у нас березовая роща? (светлая, воздушная, сказочная)

-А теперь представьте,что мы отправились на прогулку в берёзовую рощу.

-С какой просьбой обратились к нам жители берёзовой рощи?

 

3.Экологические правила.

 - Не разорять птичьи гнёзда.

- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

- Не шуми в лесу.

- Не оставляй мусор.

- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

 - Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

- Не разоряй муравейники.

- Не рви цветы.

 

4. Прослушивание стихотворения.

Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.(стихотворение заранее выучено учеником)

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где мы можем применить знания?

-Что на уроке получилось хорошо?

- Над чем ещё нужно поработать?

-Прослушай те ещё одно стихотворение.

 

VIII.Домашнее задание: подбери стихи, рассказы, сказки, песни о берёзе.