Логопедическая служба школы
«Мы не можем делать великие дела - только малые, но с большой любовью».
Мать Тереза.
Логопедическую работу школы осуществляют:
Учитель-логопед
Зоя Николаевна Лупонос
Высшая квалификационная категория
Стаж педагогической работы 26 лет.
Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Следует учитывать некоторые особенности речи детей:
- нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднения при анализе звукового состава речи;
- характерная общая «смазанность» речи, сжатая артикуляция;
- недостаточная выразительность и чёткость речи.
Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики.
Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.
Цели и задачи логопедической службы
Цели коррекционно-логопедической службы:
- Своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи.
- Восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
С 1 по 20 сентября и с 15 по 30 мая учитель-логопед проводит пробное обследование детей для выявления речевых нарушений и специфических ошибок в учебной деятельности.
Группы комплектуются с учётом индивидуальных особенностей детей, их психофизического состояния.
Главными задачами коррекционно-логопедической службы являются:
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
- Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Формирование звукового анализа и синтеза.
- Постановка и автоматизация дефектных звуков.
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция элементов учебной деятельности.
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
- Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Направления работы логопедической службы
Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированны на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Учитель-логопед работает в тесном взаимодействии с учителями и родителями.
В нашей школе дети получают следующую логопедическую помощь:
- Обследование звукопроизношения, грамматического строя речи, словарного запаса и устной речи у школьников;
- Проводится индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса и грамматических форм речи;
- Проводятся индивидуальные и фронтальные занятия по предупреждению дисграфии с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов и фронтальные занятия по произношению.
Опытные учителя школы тесно сотрудничают с логопедом. Учителями и воспитателями проводится большая работа по развитию речи детей не только непосредственно в процессе учебных занятий, но и во время внеклассной работы. Это целенаправленные экскурсии, прогулки, наблюдения за природой, жизнью людей и животных, собственные действия с предметами, игрушками, различного рода игры.