Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Осипов Борис Семёнович

Опубликовано 03.04.2018

Осипов Борис Семёнович

                                                (1917-1988)

                                   Герой Социалистического Труда (10.07.1962),

выпускник Константиновской средней школы.

      Родился в хуторе Кар-Белянском на берегу р.Белой в семье крестьянина. Русский. Затем вместе с семьёй переехал в станицу Константиновскую (ныне - г.Константиновск) Ростовской области. После окончания 7-ми классов в 1933 г. работал учеником слесаря на заводе «Ростсельмаш». В свободное время посещал аэроклуб, занимался планеризмом. В 1936-1939 гг. обучался в Батайской Первой Краснознаменной авиационной школе пилотов ГВФ им.П.И.Баранова. По окончании - пилот IV класса, попросился на Север. Летал в Якутии. С сентября 1942 г. - командир 234-го ао спецприменения. Освоил самолёты У-2, ПС-84, СП, Ш-2, П-5, С-2, МП-1. Имел общий налёт 1935 час., в т.ч. вслепую и ночью. Член ВКП(б) с 1943 года.
В ходе Великой Отечественной войны, в феврале 1944 г. призван в ВВС Красной Армии. Было присвоено воинское звание младший лейтенант. Служил вторым пилотом, командиром корабля Си-47 8-го пап 1-й КПад. Соединение перегоняло по трассе «АЛСИБ» для фронта американские ленд-лизовские самолёты. Совершил 115 рейсов, перевёз 95 т грузов и 2070 чел. лётного состава перегоночных полков. Перегнал 6 новых самолётов Си-47 по маршруту Фербенкс (Аляска, США)-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск. Позже служил заместителем 14-го тао (г.Якутск). В августе 1945 г. участвовал в разгроме милитаристской Японии (перевозил войска к границам с Маньчжурией), за что был награждён орденом Красной Звезды, медалями. 
С марта 1946 г. - командир корабля в ГУГВФ. Летал на Си-47 на одной из самых протяжённых воздушных трасс Якутск-Москва, с ноября 1946 г. работал в Северо-Кавказском управлении ГВФ.
В 1947 г. перешёл на службу командиром корабля МАГОН УПА ГУСМП при СМ СССР. Позже - командир ао МАГОН. Принимал участие в ряде первых послевоенных ВВЭ, проводившихся в т.ч. совместно с ВВС и ВДВ Вооружённых Сил СССР. В ВВЭ «Север-2» (март-май 1948 г.) - пилот-инструктор ВВС, в ВВЭ «Север-4» (апрель-май 1949 г.) - командир самолёта стратегической ледовой разведки, в ВВЭ «Север-5» (1950 г.) - командир флагманского самолёта Ил-12, где проделал огромную работу по выбору и организации ледовых аэродромов, за что представлялся к званию Героя Советского Союза. В ВВЭ «Север-6» (1954 г.) летал командиром Ил-12 во 2-м отряде Героя Советского Союза И.С.Котова. В ВВЭ «Север-8» (1956 г.) и «Север-10» (1958 г.) являлся руководителем лётной части экспедиций. Участник «Север-14» (1962 г.). В 1958-1959 гг. возглавлял ао 4-й САЭ в Антарктиде.
     С 1960 г. - командир 254-го лётного отряда УПА (Шереметьево), имевшего в своём составе самолёты Ли-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолёты Ми-2, Ми-4. В сентябре 1960 г. отряд получил самолёты Ил-18, а в конце 1960 г. - самолёты Ан-12. 
      15 декабря 1961 г. по 2 февраля 1962 г. в качестве командира тяжёлого турбовинтового воздушного судна Ан-12 совместно с Ил-18 А.С.Полякова осуществил беспримерный первый трансконтинентальный рейс по маршруту Москва (Шереметьево)-Ташкент-Дели (Индия)-Джакарта (Индонезия)-Дарвин (Австралия)-Сидней (Австралия)-Крейстчер (Новая Зеландия)-Мак-Мердо (Антарктида)-Мирный (Антарктида) и Ледник Бангера(Антарктида)- Сидней (Австралия)- Дарвин (Австралия)-Джакарта (Индонезия)-Рангун (Индонезия)-Калькутта (Индия)-Дели (Индия)- Ташкент-Москва (Шереметьево) протяжённостью 50 тыс. 90 км с целью установления воздушной связи с советскими научно-исследовательскими антарктическими станциями. В Мирном выполнил ряд полётов с учёными на борту по неизученным районам Антарктиды, в т.ч. с посадками на выбранные с воздуха площадки.

 

          Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1962 г. за мужество и героизм, проявленные в сверхдальнем перелёте по маршруту Москва-Антарктида-Москва, присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». 

 

       16 августа 1966 г. стал Заслуженным пилотом СССР. С марта 1971 г. - заместитель командира 64-го лао по лётной службе Московского управления ГА (Домодедово). Руководил международными пассажирскими и транспортными перевозками. Летал на самолётах Ан-12 на международных авиалиниях Аэрофлота. Безаварийный налёт составил свыше 20 тыс. часов. Подготовил более 50 командиров воздушных судов. 
25 декабря 1974 г., будучи заместителем командира 254-го лётного отряда Шереметьевского оао ЦУМВС МГА СССР, приказом Министра Гражданской авиации награждён Почётной грамотой Аэрофлота в связи «с 50-летием ледовой авиационной разведки и большой вклад в дело её освоения и развития».
        С 1980 г. – на пенсии. Жил в г.Москве. 
Награждён :

тремя орденами Ленина,

 четырьмя - Трудового Красного Знамени,

 орденом Красной Звезды,

 медалями.


      На родине Героя в музее ГБОУ СПО «Константиновский педагогический колледж» (г. Константиновск, Ростовская область) открыта экспозиция «Страницы истории Донского края», в т.ч. посвящённая Герою. 


Похоронен на Кунцевском кладбище г.Москвы.

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=5989