Одним из основных направлений развития общего образования на современном этапе в контексте ФГОС II поколения является сохранение и укрепление здоровья школьников.
Одновременно с этим нагрузки на школьников все возрастают, требования становятся все выше. Поэтому в современных условиях актуальным вопросом, стоящим перед каждым педагогом, становится вопрос сохранения здоровья школьников, который может быть решен за счет применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Английский язык в школе – серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, анализировать информацию. Поэтому, во избежание усталости учащихся, необходима смена видов деятельности на уроке, например, чтение, письмо, аудирование, самостоятельная работа, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания и т.п. Рациональное чередование различных видов работы на уроке способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся. Кроме того, необходимо наличие на уроке таких заданий, которые по сути являются эмоциональной разрядкой, необходимой для снятия умственного напряжения и утомления. Это, например, песни, веселые стихи, короткие юмористические тексты, картинки и т.д.
Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по графику, не допуская проведения нескольких контрольных работ в один и тот же день.
Помимо заданий, дающих учащимся эмоциональную разгрузку, на каждом уроке в любом классе необходимо проводить физкультминутки, игровые и динамические паузы, зрительную гимнастику.
Но одним из самых важных компонентов, способствующих сохранению здоровья школьников, конечно же, является положительный психологический климат на уроке. Доброжелательный тон педагога, положительные эмоции, чувство удовлетворения от успешно выполненного задания – залог стрессоустойчивости учащихся и как результат – сохранения их здоровья.
В контексте изучения иностранных языков (английского языка) нельзя не упомянуть о том, какую важную роль играет содержание образования. Тематика текстов и заданий должна учитываться учителем при отборе учебного материала также с точки зрения того, насколько это способствует формированию у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни.
В качестве иллюстрации хотелось бы привести конспект урока английского языка с элементами здоровьесбережения.
Карта урока английского языка по теме "Летние каникулы". 5-й класс
Цель:
- создание условий для совершенствования лексических навыков говорения;
- для формирования УУД обучающихся (универсальные учебные действия);
- для успешного применения здоровьесберегающих технологий.
Основные термины, понятия: Лексика по теме “Летние каникулы”.
Планируемый результат |
|||
Предметные умения
|
|
Личностные УУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; Познавательные УУД: – синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь учителя; |
|
Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная) |
Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер. проектор) и т.п.) |
Фронтальная, |
Учебник: |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
1. Организационный момент |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Введение в языковую среду, создание благоприятной атмосферы, постановка цели урока, сообщение темы и плана урока. |
Используемые технологии: здоровьесберегающая, воспитательная. Режим взаимодействия: учитель- класс, учитель-ученик |
|
2. Фонетическая зарядка |
Активизация лексических единиц, изученных ранее. Готовность к активному усвоению знаний. Совершенствование произносительных навыков. |
Используемые технологии: индивидуальная, дифференцированная, коммуникативная. Режимы взаимодействия: компьютер- класс, ученик- класс. |
|
3. Речевая зарядка |
Активизация лексических единиц и грамматических структур по теме. |
Используемые технологии: коммуникативная, интерактивная, воспитательная. Режим взаимодействия: учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик. |
|
4. Активизация знаний по теме “Летние каникулы” |
Построение речевого высказывания с использованием опоры. |
Используемые технологии: коммуникативная, интерактивная, технология в сотрудничестве. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик, ученик- класс, группа- группа. |
|
5. Физкультминутка |
Организация релаксации. |
Используемые технологии: игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик. |
|
6. Совершенствование навыков диалогической речи |
Формирование навыков диалогической речи. |
Используемые технологии: коммуникативная, технология в сотрудничестве. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик, ученик- класс. |
|
7. Совершенствование лексико-грамматических навыков |
Тренировка лексических навыков. |
Используемые технологии: коммуникативная, групповая, технология в сотрудничестве. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик. |
|
8. Совершенствование монологической речи |
Построение монологического высказывания. |
Используемые технологии: коммуникативная, индивидуальная, технология в сотрудничестве. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик, ученик- класс. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Используемые технологии: коммуникативная, здоровьесберегающая, воспитательная. Режимы взаимодействия: учитель – класс, учитель- ученик. |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организационный момент |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль. Познавательные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: – слушать и понимать речь учителя; |
Приветствует учеников, создает атмосферу иноязычного общения, используя мультимедийную презентацию (фотографии по теме “Лето”). Good morning, children. I’m glad to see you. Who is on duty today? Who is absent? What date is it today? What day is it today? What is the weather like today? How are you? As for me I’m not fine today. The weather is cold, it’s not warm. I wish it were summer now. I miss summer holidays, hot weather. And you? Do you miss summer holidays? Сообщает тему и план урока. Look at the photos. What will you have a talk about today? Yes, today we’ll have a talk about your summer holidays and learn to make up story about your last holidays and trip. |
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, включаются в речевую деятельность. |
||
Фонетическая зарядка |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль. Познавательные: – синтез – составление целого из частей. Коммуникативные: – построение речевого высказывания; Предметные результаты: – умение правильно понимать значение ле теме; |
Предлагает учащимся прочитать слова, написанные в два столбика по теме “Летние каникулы”, а затем составить из них все возможные словосочетания (проектор).
|
Обучающиеся читают слова сначала шепотом, потом вслух хором, индивидуально и составляют словосочетания. |
||
Речевая зарядка |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль. Познавательные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем; Предметные результаты: – умение правильно понимать значение лексических единиц по теме; |
Учитель предлагает ответить на вопросы, используя в своей речи слова и словосочетания, которые они только что составляли: – Where did you spend your summer holidays? – Do you take care of your granny? – Will you go abroad next summer? – Did you go shopping yesterday? – Do you like to gather mushrooms? – Did you have a trip last summer? When did you start it? – Does your mother enjoy shopping? – Did you miss your parents? – Can you gather mushrooms all day long? Etc. |
Отвечают на вопросы, используя слова и словосочетания |
||
Активизация знаний по теме |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.
Познавательные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем; Предметные результаты: – умение правильно понимать значение лексических единиц по теме; |
Where? In a summer camp With whom? With my friends What did you do? Read books When? In summer Did you enjoy your summer? Yes, it was great! |
Строят краткие высказывания с использованием опоры Отвечают на вопросы, используя опору. |
||
Физкультминутка |
Предлагает спеть песню с музыкальным сопровождением и выполнить движения, разученные ранее. |
Выполняют движения и поют песню, переключение внимания, релаксация. |
|||
Совершенствование навыков диалогической речи |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; Познавательные: – осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана. Коммуникативные: – слушать и понимать речь других; Предметные результаты: – умение составлять диалоги по теме. |
Ask your friend about: The place Напоминает, не забыть поприветствовать друга и поблагодарить его за разговор.
|
Работая в парах, составляют диалог по плану. Разыгрывают диалоги, оценивают друг друга и выбирают наиболее удачный. |
||
Совершенствование лексико-грамматических навыков |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: – осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; Познавательные: – свободная ориентация и восприятие текста; Коммуникативные: – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: Умение правильно понимать значение лексических единиц по теме. Умение использовать ЛЕ в заданной ситуации. |
Предлагает учащимся выполнить упражнения из рабочей тетради: 1. Упр. 30 с. 12 (рабочая тетрадь к учебнику М.З. Биболетовой “Enjoy English” 5–6 кл.). Расставить в рассказе о летних каникулах данные слова по смыслу. 2. Упр. 31 с. 12. Закончить предложения, заполнив пропуски в рассказе о лете, нужными словами. |
Выполняют упражнения, используя лексические единицы в заданной ситуации и устанавливая логико-смысловые связи. |
||
Совершенствование навыков монологической речи |
Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные: –осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; Познавательные: – осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: – учебное сотрудничество со сверстниками; Предметные результаты: – умение правильно понимать значение лексических единиц по теме; |
|
|||
Рефлексия |
Метапредметные результаты (УУД): Личностные: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: – осуществлять самоконтроль; Познавательные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Просит учащихся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подводит итоги урока, дает оценку работы учеников на уроке, стимулирует дальнейшую работу. – Чем мы сегодня занимались? – Что мы для этого делали? – Можно ли было сделать это иначе? – Что у нас получилось хорошо? – Что нам пока не удается? – Где нам пригодится это умение? – Поставь себе отметку по 10-бальной системе. Объявляет домашнее задание: составить рассказ о своих летних каникулах (можно использовать рисунки). |
Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Примечание. Данная карта урока предложена в расширенном варианте для того, чтобы дать полную картину урока.
Список использованной литературы
- Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. “Enjoy English” учебник английского языка для 5–6 классов. , Титул, Обнинск, 2006.
- Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку к УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English-3”, М., “Вако”, 2012.